(Ок. 760-824), прп., исп. (пам. 3 апр.), игум. Мидикийский. Житие Н. составлено его учеником и очевидцем описываемых событий мон. Феостириктом в 30-х гг. IX в. Оно сохранилось в единственной греч. рукописи - Vat. gr. 1660 (BHG, N 1341; издание - ActaSS. Apr. T. 1. P. XVIII-XXVII), причем в сокращенном виде. Полный текст Жития дошел до нас в слав. переводе (ВМЧ. Апр. Дни 1-8. Стб. 373-391), с заголовком «Слово надгробное преподобному отцу нашему и исповеднику Никите, писанное Феостириктом, учеником самого блаженнейшего». Рус. перевод выполнен Д. Е. Афиногеновым по неизданному критическому греческому тексту, предоставленному проф. Уппсальского ун-та Я. У. Русенквистом (Афиногенов. 2001. С. 97-146). В X в. Иоанном Агиоелитом был сделан парафраз Жития, составленного Феостириктом (BHG, N 1342).
Согласно Житию Феостирикта, Н. род. в Кесарии Вифинской (отождествляется с совр. сел. Тахталы, Турция; см.: Афиногенов, Сенина. 2015. С. 266. Примеч. 8). Имя матери будущего подвижника не сохранилось, она скончалась на 8-й день после родов. Отца звали Филарет; о нем известно, что это был благочестивый человек, к-рый на склоне лет принял иночество и мирно скончался. Н. воспитывался у бабушки (матери Филарета), в отроческом возрасте отец определил его в храм исполнять обязанности причетника (т. е. прислуживать в храме по мере сил). Н. отличался прилежанием к своим обязанностям и к учению, он сторонился игр со сверстниками и др. развлечений, предпочитая проводить свободное время за изучением Свящ. Писания. Вскоре Н. понял, что его призвание - служение Богу в иноческом образе. Он попрощался с отцом и друзьями, оставил Кесарию и отправился на юг. На берегу небольшой реки он встретил старца по имени Стефан, который стал его духовным наставником. Старец, видя усердие юноши, посоветовал ему найти к.-н. общежительный мон-рь. Вняв совету, Н. пришел в Мидикийскую обитель (μονὴ Μηδικίου), основанную прп. Никифором (пам. греч. 4 мая), который в то время и управлял мон-рем (обитель была основана между 780 и 787 гг. на побережье Пропонтиды, к западу от Триглии; не сохр.; см.: Там же. С. 268. Примеч. 22). Прозорливый игумен сразу принял юношу в число братии, и с тех пор Н. подвизался под его окормлением.
Не дожидаясь, когда пройдет 5 лет со дня прихода Н. в Мидикийский мон-рь, прп. Никифор позаботился о том, чтобы Н. был рукоположен во пресвитера патриархом К-польским свт. Тарасием (784-806), а после рукоположения сделал его экономом. Н. со смирением принял волю бывш. игумена, хотя очень тяготился назначением. Слава о нем как о человеке исключительной добродетели к тому времени распространилась по местности, и в Мидикийскую обитель стали стекаться новые насельники. В мон-ре у Н. был друг и помощник - инок Афанасий. Он происходил из знатного и богатого рода, и отец прочил ему светскую карьеру, но юноша оставил должность в имп. канцелярии и ушел в мон-рь. Отец отыскал его, пытался уговорить вернуться, одарив богатыми одеждами, а затем приказал жестоко бичевать сына, но Афанасий остался непреклонен и вскоре приехал в Мидикийскую обитель. Он помогал Н. управлять мон-рем, в то время как оба по-прежнему находились под духовным окормлением прп. Никифора.
Благодаря усердному служению Богу Н. сподобился дара чудотворения: он исцелил немого мальчика, к-рого привел к нему отец, а также кроткого и добродетельного инока, у к-рого помутился рассудок. В Житии описаны случаи изгнания Н. бесов.
Вскоре один за другим скончались друг и сподвижник Н. Афанасий и духовный отец Никифор, и братия стала просить Н. принять игуменство. Преподобный попытался предложить вместо себя кого-то другого, но внял уговорам братии. Патриарх К-польский свт. Никифор I (806-815) поставил Н. игуменом.
В это время имп. Лев V (813-820) возобновил гонение на иконопочитателей (815). На Рождество 814 г. Н. участвовал в знаменитой аудиенции у императора-иконоборца вместе с другими отцами, в их числе были сщмч. Евфимий, еп. Сардский, свт., исп. Михаил, еп. Синадский, и др. По итогам острой полемики с императором патриарх К-польский свт. Никифор I был смещен с кафедры (13 марта 815).
Через нек-рое время Н. опять был приглашен во дворец в числе игуменов наиболее крупных мон-рей. Император сначала разговаривал с ними льстиво, затем угрожал, но, поняв, что никакие ухищрения не заставят монахов отказаться от иконопочитания, приказал заточить их в разные темницы. После пребывания в душной смрадной камере Н. был выслан в крепость Массалион (Μασαλαιών/Μασαλαιός), возможно в Ликаонии. В середине зимы, мучимый холодом, он вынужден был быстро преодолеть нелегкий путь до места ссылки. Но едва Н. прибыл в крепость, Лев V изменил свое решение и велел вернуть его в столицу - т. о., Н. дважды перенес тяготы зимнего пути. Через неск. месяцев, после Пасхи (816), Лев, к-рый так и не придумал, как заставить отцов перейти на свою сторону, предал их в руки Иоанна VII Грамматика, буд. иконоборческого патриарха К-польского (837-843), а тот вновь заключил их под стражу в разных местах, приказав содержать в очень суровых условиях и пытать холодом и голодом. Одновременно он изменил тактику и объявил, что не требует от отцов отречения от иконопочитания, а всего лишь хочет, чтобы они вступили в общение с иконоборческим клиром. Изнуренные заключением, игумены согласились и уговорили Н. причаститься у иконоборческого патриарха К-польского Феодота I (815-821). После этого они были отпущены каждый в свою обитель, но Н., сильно смущенный всем происшедшим, не вернулся в Мидикийский мон-рь, а отправился сначала на о-в Проконнес (ныне Мармара), а затем вернулся в К-поль. Лев V начал грозить новыми наказаниями, если Н. не вернется в свой мон-рь. Но преподобный отказался это сделать и объявил царю, что вступил в общение с еретиком из послушания старцам, в чем раскаивается и впредь всякое общение с иконоборцами отвергает. Продержав некоторое время Н. в своих покоях в Манганском дворце, Лев сослал его на о-в Св. Гликерии (ныне Инджир) и вновь поместил в темницу. Но Н. не был забыт благочестивыми христианами, к-рые обращались к нему с просьбами молиться за людей, попавших в беду, и всякий раз заступничество преподобного помогало. По его молитвам был освобожден из болг. плена некто Захария, проявивший милость к Н., когда он находился в Манганском дворце, а также были воссоединены 3 брата, которые попали в сильный шторм (один из них считался погибшим).
В ссылке Н. пробыл до убийства Льва V и восшествия на престол имп. Михаила II Травла (820-829), к-рый не пресек окончательно ересь иконоборчества, но вернул из ссылок и освободил из тюрем всех исповедников. Н. вернулся в К-поль и причастился из рук патриарха Никифора I, что означало прощение его за Причастие у иконоборца Феодота I. Но в Мидикийский мон-рь Н. так и не вернулся, а поселился в уединении на одном из Принцевых о-вов. Недалеко от того места, где жил преподобный, томились в заключении пленные арабы, и когда один из них заболел, то обратился за помощью к Н., и тот послал ему лекарства. С тех пор пленники, видимо, имея относительную свободу передвижения, часто обращались к преподобному по разным надобностям, и он никогда не отказывал им в помощи, молясь, чтобы они вернулись домой.
Через некоторое время Н. сильно заболел и отошел ко Господу. При большом стечении народа и в присутствии духовенства (присутствовал в т. ч. свт. Иосиф, архиеп. Фессалоникийский, брат прп. Феодора Студита) тело Н. положили в раку, и сразу же от мощей начали происходить исцеления. Из Мидикийского мон-ря за мощами преподобного прибыли иноки и перевезли их в обитель, где положили в левом притворе главного храма во имя арх. Михаила.
Житие, составленное Феостириктом, завершается пространным эпилогом в виде похвального слова Н. Эпилог насыщен библейскими аллюзиями. Он почти полностью заимствован мон. Петром, автором одного из Житий прп. Иоанникия Великого († 846; пам. 3, 4 нояб.). Феостирикт проявляет довольно необычный для агиографа интерес к событиям из церковного прошлого - в Житии совершен краткий экскурс в историю иконоборчества и фактически воссоздается последовательность иконоборческих споров, что дает возможность изучить представление византийцев об этой эпохе. Обращает на себя внимание честность автора, к-рый не замалчивает факт «падения» Н., причастившегося из рук иконоборческого патриарха. Житие Н. является важным источником для понимания идеологии 2-го периода иконоборчества, в частности, говорится о том, что в то время от иконопочитателей требовалось не отречение от почитания икон, а только вступление в евхаристическое общение с иконоборческим клиром.
Н. является адресатом неск. писем прп. Феодора Студита, в ряде других - упоминается. В основном прп. Феодор хвалит Н. за верность иконопочитанию и приветствует его раскаяние после причащения от иконоборца. Сведения, содержащиеся в этих посланиях, совпадают с информацией из Жития, составленного Феостириктом. Есть лишь одно различие: согласно Житию, Н. сам раскаялся и объявил об этом императору, чем обрек себя на новую опалу и ссылку, из писем же Феодора следует, что его побудил к этому некий инок Арсений, видимо его близкий друг, Арсению также адресовано письмо прп. Феодора (Ep. 281). В Житии Арсений не упомянут в отличие от др. ученика Н., Феоктиста, впоследствии ставшего его преемником в качестве настоятеля Мидикийского мон-ря. Из последнего письма Феодора следует, что он встречался с Н. на мысе Акрит (ныне Тузла) и обсуждал внутрицерковные вопросы, причем по нек-рым из них Н. и Феодор высказывали разные точки зрения, поэтому их отношения вряд ли всегда оставались теплыми (Ep. 452).
Особое значение имеет церковнослав. перевод Жития Н. Он примерно на треть длиннее сохранившегося греч. оригинала, в к-ром попали под сокращение нек-рые чудеса Н., похвалы, пространная риторика заключительной главы и упоминание о восстании Фомы Славянина (при имп. Михаиле II). Как установил Афиногенов, церковнослав. перевод выполнен с более качественного текста, чем тот, что сохранился в ватиканской рукописи, а именно с подлинного греч. Жития, написанного Феостириктом. Сокращения в греч. тексте, вероятно, вызваны нехваткой пергамена во время переписки, т. к. все они относятся к заключительной части Жития.
В рукописи текст помещен под 29 апр. (возможно, день перенесения мощей Н.). В слав. Прологе кон. XII в. под 29 апр. находится память «Никиты иже в Пирех», греч. прототип к-рого неизвестен, однако некоторые детали его Жития, очевидно, восходят к тексту Феостирикта, из чего можно сделать вывод, что этот Никита - одно лицо с Н. (Лосева О. Н. Жития русских святых в составе древнерус. Прологов XII-1-й трети XV вв. М., 2009. С. 79, 80, 83). В др. слав. Месяцесловах полное Житие Н. помещено под 3 апр. (напр. Петков, Спасова. Стиш. Пролог. T. 8. С. 11) или под 2 апр. (ошибочно); в нек-рых греч. Синаксарях встречается также память 4 апр.
Честная глава Н. находится в Иверском мон-ре на Афоне, частицы мощей преподобного хранятся также в разных мон-рях Греции и Кипра и в храме Воскресения Господня в Иерусалиме (подробнее см.: Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 226-227).
В Волгограде действует храм во имя Н. (построен в 1795).
В Типиконе Великой церкви, отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., Н. упоминается под 3 апр. без богослужебного последования (Mateos. Typicon. T. 1. P. 262).
В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Н. не отмечена, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции - напр., ГИМ. Син. № 165, XII в. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 55) - под 3 апр. помещена служба Н., содержащая 2 (sic!) канона, цикл стихир-подобнов и седален.
Соглано Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., содержащему малоазийскую редакцию Студийского устава, богослужебное последование в честь Н. содержит канон авторства Феофана Начертанного 2-го гласа (поскольку память Н. приходится на Великий пост, Типикон предписывает петь канон Н., только если 3 апр. выпадает на субботу или воскресенье) и цикл стихир того же гласа (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 445).
В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южно-итал. редакцию Студийского устава, 3 апр. назначается постовая служба с пением на утрене «Аллилуия»; особенностей богослужебного последования в честь Н. не отмечено (см.: Arranz. Typicon. P. 145).
Такое же указание дается в древнейших рукописных редакциях Иерусалимского устава на день памяти Н. 4 или 3 апр. (напр., см.: Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- Lossky. Typicon. P. 209; Типикон Сербского архиеп. Никодима 1319 г.- Миркович. Типикон. С. 103б), и в первопечатном греч. Типиконе 1545 г., в к-ром память Н. окончательно фиксируется 3 апр.
В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 3 апр. также назначается постовая служба с «Аллилуия»: последование Н. включает кондак 2-го гласа канон, цикл стихир-подобнов и седален. В таком же виде указания на 3 апр. сохранились в пореформенном московском Типиконе 1682 г. и совр. Типиконе РПЦ (см.: Типикон. Ч. 2. Л. 292 об.).
Богослужебное последование в честь Н., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа ᾿Ορθοδοξίας ὁδηγέ̇ (Православия наставниче; Μηναῖον. ᾿Απρίλιος. Σ. 22); кондак 2-го гласа (Минея (МП). Апрель. Ч. 1. С. 64); канон (в совр. Минее помещен анонимно, но в Евергетидском Типиконе его автором указан Феофан Начертанный - см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 445; также ср.: Μηναῖον. 1898. Τ. 4 (Μάρτιος κα ᾿Απρίλιος). Σ. 239) с акростихом Τὸν σὸν γεραίρω παμφαῆ βίον, Πάτερ (Твое чествую всесветлое житие, отче) 4-го гласа, ирмос: ᾿Εν βυθῷ κατέστρωσε ποτέ̇ ( ), нач.: Τῷ φωτ τῆς θείας ἀστραπῆς, Πάτερ αὐγαζόμενος (Светом Божественнаго блистания, отче, озаряемь); цикл стихир-подобнов; седален.
В рукописях сохранились песнопения в честь Н., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон, составленный гимнографом Климентом, с акростихом Νικήτα μέλπω τὴν νίκην τῆς πίστεως (Никиту пою, победу веры) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ῾Αρματηλάτην Θαραὼ̇ ( ), нач.: Νεοφανὴς ὥσπερ ἀστὴρ ἀνέτειλεν τῇ κκλησίᾳ Χριστοῦ (Как вновь воссиявшая звезда, явился Церкви Христовой), со 2-й песнью (см.: AHG. T. 8. P. 74-86; этот же канон содержится в рукописных слав. Минеях XII в.- см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 55); седальны; ексапостиларии (см.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), μητρ. Ταμεῖον ᾿Εκκλησιαστικῆς ποιήσεως // ΕΘ. 1949. Τ. 48. Σ. 173-174; AHG. T. 8. P. 78).
Память Н. с описанием его облика имеется в одном из ранних рус. иконописных подлинников - Софийском списке подлинника Новгородской редакции, датируемом 2-й четв. XVII в., под 3 апр.: «Преподобнаго отца нашего Никиты исповедника игумена (Нико) мидiйскаго. Преподобный Никита исповедник, аки Сергий; брада на концы уже, а в свитце у него глаголетъ: «иже исповесть мя пред человеки»» (РНБ. Соф. № 1523; опубл.: Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 88; то же: Большаков. Подлинник иконописный. С. 86). Уподобление облика Н. облику прп. Сергия Радонежского не единственное. Так, в происходящем из Палеха иконописном подлиннике сводной редакции XVIII в. святого предлагается писать по подобию свт. Афанасия Великого: «...сед, брада аки Афанасия Великого, гораздо подоле и поуже, и на конец уже, ризы преподобническия»; тут же учитываются и события Жития Н., где он представлен как противник иконоборчества: «…нецыи пишут, в руках образ пресвятыя Богородицы с превечным Младенцем: сей много пострада за святыя иконы» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 310, под 3 апр.). В лицевой части Строгановского иконописного подлинника (1-я четв. XVII в.) Н. показан с пышными вьющимися волосами, с клиновидной средней длины бородой, правую руку с обращенной вовне ладонью он держит перед собой, в полуопущенной левой - развернутый свиток (см.: Строгановский иконописный лицевой подлинник. М., 1869. С. 130, 2-я паг.). Составитель пособия для иконописцев (1910) акад. В. Д. Фартусов не использует в своем руководстве традиционную для рус. подлинников систему сравнений, но, судя по данному им описанию, склоняется к характеристике облика Н., близкой к облику свт. Афанасия Великого; автор пособия также отмечает деятельность преподобного как восстановителя иконопочитания: «...типа греческого, старец, сед: с большою к концу узковатою и довольно длинноватою бородой, лицом худ, монашеския одежды и епитрахиль бедныя, на голове куколь, в руках икона Спасителя. Можно ему писать хартию с его изречением: «Во исповедании моем пребываю и пребуду, защищающе православную церковь…»» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 236-237).
В ранних минейных циклах образ Н. занимает устойчивое положение - помещается под 3 апр. Преподобный изображен на миниатюрах: в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 304v, кон. XI в.) - в рост, облачен в охристый хитон, серо-синюю мантию, темно-коричневую схиму (куколь лежит на плечах), голова не покрыта, у него седые волосы, длинная, узкая, острая на конце борода опускается ниже середины груди, ладонь правой руки обращена к себе, пальцы сложены в двуперстие, в полуопущенной левой - развернутый свиток; в Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 34r, 1322-1340 гг.) - молодого Н., облаченного лишь в хитон, со связанными за спиной руками ведут двое, держа за концы веревок; в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов) (РНБ. O. I. 58. Л. 108 об., кон. XV в.) - в рост, старец с длинной клиновидной бородой, в монашеском облачении, в схиме и с аналавом, куколь лежит на плечах.
В большинстве визант. храмов на Балканах, включающих в монументальную декорацию годовую минею, цикл на апрель полностью или в его начальной части не сохранился. Образ Н. уцелел в росписях: ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1350) - вместе с мч. Амфианом Патарским, в рост; ц. св. Апостолов (св. Спаса) в Печской Патриархии, Сербия (1561) - по пояс, руки разведены в стороны, в левой держит закрытый свиток, при имени сохранилась надпись: « ». Изображение святого представлено в позднем настенном минологии в ц. свт. Николая в Пелиново, Черногория (1717-1718) - в рост.
В рус. минеях также под 3 апр. стало предпочтительным изображение Н. Его образ вошел, напр., в иконописи в состав святых на минейной иконе на апрель, происходящей из ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде (кон. XVI в., ВГИАХМЗ), и на годовой минее нач. XIX в. (УКМ). В серии гравированных святцев XVIII в. Н. представлен на листе на апр.: на гравюре, выполненной резцом, работы Г. П. Тепчегорского (1714, 1722) - в рост, кудрявый старец с достаточно длинной бородой, в монашеском одеянии, с непокрытой головой, правая рука прижата к груди, в опущенной левой развернутый свиток; на офорте с раскраской в 5 красок работы И. К. Любецкого (1730),- в рост; необычным для иконографии Н. является головной убор в виде камилавки, из-под к-рой видны кудрявые волосы; клиновидная борода короче средней длины.
Одна из немногочисленных моленных икон с изображением Н., на к-рой он представлен парно с равноап. кнг. Ольгой, была заказана в художественно-иконописной мастерской В. П. Гурьянова Б. Б. и О. Г. Шереметевыми для их дочери Ольги, родившейся в день памяти преподобного (1912, Музей-усадьба «Остафьево» - «Русский Парнас»). Святые изображены в рост, вверху ангелы несут икону Божией Матери «Неувядаемый Цвет»; облик мидикийского игумена напоминает облик прп. Сергия Радонежского; в правой руке Н. держит икону Божией Матери типа «Одигитрия», левая поднята перед грудью.